06.04.2020
06.04.2020
Утверждаю Директор
МБОУ «Лицей № 51» ______________ Курлаева Е.В. Приказ
№ 93 от 30.03.2020 |
Алгоритм действий
педагогических работников и администрации МБОУ «Лицей
№ 51» в условиях перехода на реализацию образовательных программ
с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Администрация МБОУ «Лицей № 51»:
- определяет сайт лицея как ресурс, через который
будет осуществляться информирование обучающихся и обеспечиваться доступ к
материалам и заданиям уроков;
- определяет возможные модели организации учебного
процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий (образовательные онлайн-платформы; цифровые образовательные ресурсы,
размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции, вебинары; skype -
общение; e-mail и др.);
- определяет порядок
подготовки учителя к уроку с использованием электронного обучения и
дистанционных технологий и порядок его проведения, закрепляет право учителя на
выбор образовательных ресурсов, методов и форм контроля знаний учащихся,
способов взаимодействия с учащимися и родителями;
- определяет порядок оказания учебно-методической
помощи обучающимся (индивидуальных консультаций) и проведения текущего контроля
по учебным предметам;
- определяет порядок проведения промежуточной
аттестации обучающихся при организации учебного процесса с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- издает приказ о реализации основных образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
обучения;
- формирует расписание занятий на каждый учебный день
в соответствии с учебным планом по каждому предмету и классу, расписание
индивидуальных консультаций в режиме онлайн;
- осуществляет мониторинг технического обеспечения
учителя, необходимого для организации образовательной деятельности с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий,
обеспечивает необходимые технические условия для работы каждого учителя с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
(рабочее место учителя с выходом в Интернет);
-
определяет минимальные перечни электронных и цифровых образовательных ресурсов,
приложений, которые будут рекомендованы к использованию в образовательной
деятельности;
-
проводит инструктивно-методические совещания для различных категорий
педагогических работников по вопросам использования в практической деятельности
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, выполнения
требований Положения об организации образовательного процесса с использованием
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- обеспечивает ежедневный мониторинг учащихся, не
имеющих возможности работать в дистанционном режиме; учащихся, которые
осваивают учебные программы с использованием электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий; учащихся, которые по болезни временно
не участвуют в учебном процессе;
- принимает меры по организации обучения учащихся, не
имеющих доступа к сети Интернет, с использованием других доступных средств
связи (консультации учителя, задания обучающимся с помощью телефонной связи,
распечатка заданий);
- обеспечивает размещение на сайте лицея информации о
переходе на реализацию основных образовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий;
- обеспечивает регулярный контроль работы педагогов, в
том числе ведения электронного журнала в АИС;
- информирует учащихся и их родителей (законных
представителей) о переходе на реализацию образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе с
расписанием занятий, особенностями проведения текущего контроля и по учебным
предметам, с графиком проведения консультаций, об изменении формы обучения в
связи с изменением санитарно-эпидемиологической обстановки;
- вносит изменения в основные образовательные
программы начального общего, основного общего и среднего общего образования в
части использования формы обучения с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий, в том числе методов и форм контроля
результатов освоения основных образовательных программ.
- проводит мониторинг
обеспеченности доступа педагогического состава к персональным компьютерам с
выходом в сеть Интернет;
- проводит мониторинг
использования участниками образовательного процесса рекомендуемых Министерством
просвещения образовательных платформ;
- организует работу «горячей
линии» по сбору обращений от обучающихся и педагогов с обязательным анализом их
тематики и оперативным принятием мер по исправлению выявленных проблемных
ситуаций;
- регулярно
проводит контроль размещения педагогами материала, методических рекомендаций,
успешность выполнения обучающимися предлагаемых заданий;
- регулярно проводит контроль
взаимодействия классных руководителей с обучающимися и родителями с целью
выявления и предотвращения трудностей в обучении, поддержке эмоционального
контакта.
Классные руководители:
- информируют учащихся и их родителей (законных
представителей) любым удобным способом о реализации образовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- проводят разъяснительную работу с родителями о
целесообразности и необходимости введения ограничительных мер на период
эпидемии коронавируса;
- объясняют роль родителей в процессе образования
своих детей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий; информируют о том, что в соответствии с Положением об организации
образовательного процесса с использованием электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий на родителей возлагается
ответственность за:
• безопасность жизни и здоровья детей на время
проведения ограничительных противоэпидемических мероприятий и реализации
образовательных программ с использованием дистанционных образовательных
технологий;
• создание технических условий для обучения детей с
использованием дистанционных образовательных технологий;
• обеспечение комфортных условий обучения;
•
соблюдение режима дня с обязательным выполнением заданий по всем предметам в
соответствии с расписанием уроков.
- проводят анализ наличия у обучающихся технических
возможностей для освоения образовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий и передают данную
информацию учителям-предметникам;
- обеспечивают мониторинг включенности всех учащихся
класса в учебный процесс, в том числе форм взаимодействия с учителями-
предметниками ежедневно в любом удобном формате;
- проводят с обучающимися инструктажи по технике
безопасности и соблюдению мер профилактики заболевания вирусными инфекциями;
- ежедневно информируют родителей (законных
представителей) о результатах обучения детей с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий через мессенджеры (Viber,
WhatsApp и др.).
- осуществляют ежедневный учет учащихся, не имеющих
возможности работать в дистанционном режиме; учащихся, которые осваивают
учебные программы с использованием электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий; учащихся, которые по болезни временно не участвуют
в учебном процессе.
Учителя-предметники /учителя начальных классов:
- вносят коррективы:
* в
рабочие программы по предметам в части использования форм обучения
(видеолекция, видеоурок, онлайн - консультация и т.д.), технических средств
обучения и интерет-ресурсов;
* в
календарно-тематическое планирование: определяют темы уроков, которые будут
проведены с использованием электронного обучения и дистанционных технологий
(рекомендуется для проведения с использованием электронного обучения и
дистанционных технологий отобрать уроки, материал которых доступен для освоения
подавляющим большинством учащихся самостоятельно).
Коррективы
в рабочие программ и календарно-тематическое планирование рассматриваются на
заседании ШМО. Изменения, внесенные в календарно-тематическое планирование,
утверждаются приказом.
- при подготовке к проведению уроков с использованием
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий выбирают
формат проведения урока:
*
синхронный (он-лайн обучение): коммуникация
происходит в реальном времени;
*
асинхронный: учащиеся получают
материалы для самостоятельного изучения, тесты, которые необходимо сделать к
определенному сроку. В этом случае учащиеся самостоятельно планируют свой
график работы, как «список дел на период» (период определяет учитель),
определяет средства коммуникации с обратной связью: почта, чат, социальные сети
и т.д.;
*
смешанный (оптимальный): проведение
отдельных видеоуроков, контрольных мероприятий в синхронном формате.
- отбирают содержание учебного материала, определяют
его оптимальный объем для дистанционного изучения, группируют необходимый
материал темы в общие блоки (с учетом изменившего формата проведения урока и
возможных сложностей учителю рекомендуется придерживаться правила: лучше
меньше, да лучше);
- определяют, какова будет доля лекционного формата и
обязательной самостоятельной индивидуальной работы учеников, в том числе на
электронных платформах с заданиями;
- выбирают платформу с учебными заданиями и
интерактивными учебными материалами для самостоятельной работы учащихся;
- определяют (по возможности) объем совместной
деятельности в сети и работы в группах;
- определяют объем дополнительного (углубленного)
изучения отдельных тем и онлайн - консультаций;
- определяют формат выполнения самостоятельных работ
(домашних заданий), контролируют процесс передачи их на проверку с подробным
описанием технологии: например, как ученики сканируют, фотографируют и
присылают на проверку выполненные задания; как подключаются к совместной работе
в общем информационном ресурсе и др.;
- передают карты уроков на неделю ответственному за
ведение сайта лицея для размещения на сайте лицея в разделе «Электронное
обучение, дистанционные образовательные технологии» в срок до среды
предшествующей учебной недели;
- проводят урок с использованием электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий в соответствии с расписанием,
осуществляют индивидуальное онлайн-консультирование учащихся;
- готовят отдельные задания для учащихся, не имеющих
возможности обучаться в дистанционном режиме, определяет способы взаимодействия
с ними;
- выражают свое отношение к работам обучающихся в виде
текстовых или аудио-рецензий, в ходе устных онлайн-консультаций;
- ежедневно вносят в электронный журнал необходимую
информацию, обеспечивают ведение учета результатов образовательной деятельности
(выставляет текущие отметки в электронный журнал);
- в случае отсутствия возможности использовать базы
данных с готовым материалам, учителя могут разработать свой образовательный
контент, к которому имеют доступ учащиеся, в том числе персональные сайты
педагогов или образовательные платформы, на которых учителя размещают
электронные уроки.
СИСТЕМЫ, ФОРМАТЫ И
ИНСТРУМЕНТЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Инструменты
и сервисы взаимодействия учителя и ученика в условиях дистанционного обучения.
Для
использования всех ниже рассматриваемых инструментов необходимо наличие
микрофона, веб-камеры и доступа в Интернет.
1.
Skype дает следующие возможности:
-
обмен информации представлен в различной форме (переписка, аудиообмен,
видеообмен);
-
доступен на различных устройствах (в том числе при «плохом» интернете);
-
дает возможность различных форм общения как индивидуально, так и в группе (до
50 учеников одновременно);
-
есть функционал демонстрации экрана компьютера;
-
дает возможность обмена файлами;
- загрузка записи урока на
компьютер и другие гаджеты сохраняется до 30 дней.
2.
Microsoft Teams:
-
доступен на различных платформах (Apple, Android, Windows);
-
обмен информации представлен в различной форме (переписка, аудиообмен,
видеообмен);
-
дает возможность различных форм общения как индивидуально, так и в группе (до
300 учеников одновременно);
-
есть функционал демонстрации экрана компьютера;
-
возможность совместной работы учителя и учеников с файлами различных расширений
(Word, Excel, PowerPoint и др.);
-
файловое хранилище до 10 Гбайт;
- возможность формировать план
событий и задачи (интегрирован с Outlook).
3.
Zoom (время проведения эфира
ограничен 40 минутами):
-
обмен информации представлен в различной форме (переписка, аудиообмен,
видеообмен);
-
доступен на различных устройствах (в том числе при «плохом» интернете);
-
дает возможность различных форм общения как индивидуально, так и в группе (до
50 учеников одновременно);
-
есть функционал демонстрации экрана компьютера;
-
дает возможность обмена файлами;
-
загрузка записи урока на компьютер и другие гаджеты сохраняется до 30 дней;
- есть возможность
использования виртуальной доски.
Если социальные сети как
таковые хорошо подходят для индивидуального обучения и обучения в рамках
класса, то когда речь идет о масштабах школы, здесь возникает необходимость
создания системы дистанционного и электронного обучения.
Системы дистанционного и
электронного обучения (решение для школ):
4.
Moodle (модульная
объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Представляет собой сайт
дистанционного и электронного обучения. Moodle это свободный программный
продукт, который необходимо скачать, развернуть и администрировать. Moodle
позволяет:
-
создавать и управлять курсами;
-
отслеживать доступ к курсам и элементам курса;
-
отслеживать прохождение курса;
-
размещать контент различного формата. Инструменты Moodle;
-
лекции с обратной связью;
-
поддерживает 15 типов тестовых заданий (вплоть до создания кейсов);
-
традиционные задания, которые учитель может сформировать при переписке с
учеником с закреплением необходимого материала;
- средство обратной связи
(возможность создания форума, использовать
внутренний чат).
5.
Moodle cloud. В отличие от Moodle не
требует установки и дает возможность проводить видеоконференции. Не
требователен к Интернету. Количество бесплатных участников до 50 учеников, что
оптимально подходит для небольших школ или их филиалов.
6.
Learme. Базовый вариант (бесплатный
тариф) позволяет подключить до 20 учеников и разместить материалы не более 3
дисциплин. Присутствуют все функционалы, которые характерны для Moodle.
7.
Google Classroom объединяет в себя
все сервисы Google (автоматически создает на диске Google папку). На данной
платформе можно создать свой класс, организовать запись учеников и обратную
связь с ними, делиться с учениками необходимым учебным материалом, размещать
задание и оценивать их.
ОБЗОР ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК
В
процессе дистанционного обучения учителя могут использовать онлайн-контент
электронных образовательных площадок и издательств. В таком случае объем
аудиторной работы учителя сокращается.
Высвободившееся
время учитель может использовать на методическую и организационную работу,
проведение онлайн уроков. На сегодняшний день многие разработчики электронных
образовательных платформ и издательств открыли свободный доступ к своему онлайн
контенту.
Бесплатные онлайн-ресурсы
для обеспечения дистанционного обучения:
«Российская
электронная школа» (https://resh.edu.ru/) - уроки и задания для всех классов и по всем основным учебным
предметам. Это более 120 тысяч уникальных задач, тематические курсы,
видеоуроки, задания для самопроверки, каталог музеев, фильмов и музыкальных
концертов. Портал также полезен учителям, которые могут воспользоваться лучшими
дидактическими и методическими материалами по всем урокам.
«Московская электронная школа» https://uchebnik.mos.ru/catalogue)
- это широкий набор электронных
учебников и тестов, интерактивные сценарии уроков. Проверка ошибок, общение с
учителями, домашние задания, материалы для подготовки к уроку, варианты
контрольных и тестов - всё это доступно родителям, учителям и школьникам с
любых устройств. В библиотеку МЭШ загружено в открытом доступе более 769 тыс.
аудио-, видео- и текстовых файлов, свыше 41 тыс. сценариев уроков, более 1 тыс.
учебных пособий и 348 учебников издательств, более 95 тыс. образовательных
приложений.
«Яндекс.Учебник»
(https://education.yandex.ru/home/) -
сервис для учителей, рассчитанный на 1 -5 классы. Ресурс содержит более 35 тыс.
заданий разного уровня сложности для обучающихся 1-5-х классов. Все задания
разработаны опытными методистами с учётом федерального государственного
стандарта. В числе возможностей «Яндекс.Учебник» - автоматическая проверка
ответов и мгновенная обратная связь для обучающихся.
«ЯКласс»
(https://www.yaklass.ru/) - направлен
на проверку усвоенного материала. Педагог даёт обучающимся проверочную работу,
обучающийся заходит на сайт и выполняет задание педагога; если обучающийся
допускает ошибку, ему объясняют ход решения задания и предлагают выполнить
другой вариант. Педагог получает отчёт о том, как обучающиеся справляются с
заданиями.
«Учи.ру»
(https://uchi.ru/) - крупная
образовательная онлайн- платформа с целой система онлайн заданий для учеников
разных классов и разной подготовленности. Школьникам предлагаются интерактивные
курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам, а учителям и
родителям - тематические вебинары по дистанционному обучению. Методика
платформы помогает отрабатывать ошибки учеников, выстраивает их индивидуальную
образовательную траекторию, отображает прогресс учеников в личном кабинете;
платформа
новой школы (http:// www.pcbl.ru/) -
созданная Сбербанком платформа с целью формирования персонифицированной
образовательной траектории в школе, создание для каждого ребёнка возможностей
для успешной учёбы;
издательство
«Просвещение» (https://media.prosv.ru/) -
предоставляет доступ к электронным версиям учебно-методических комплексов,
входящих в Федеральный перечень. Доступ распространяется как на учебник, так и
специальные тренажёры для отработки и закрепления полученных знаний. При этом
для работы с учебниками не потребуется подключения к интернету.
«Урок
цифры» (https://урокцифры.рф/) -
Всероссийский образовательный проект позволяющий школьникам знакомиться с
основами цифровой экономики, цифровых технологий и программирования;
«Мобильное
электронное образование» https://edu.mob-edu.ru/ (далее - МЭО) (для общего образования с 1 по 11
классы) обеспечивают освоение обучающимися образовательных программ в полном
соответствии с ФГОС. Для этого в МЭО предусмотрены специализированные
инструменты - «Система видеоконференций», «Система личных сообщений», «Вопрос
дня», «Матрица назначений заданий».
Электронное
образовательная среда ЭОС «Русское слово» http://russlo-edu.ru/ - это облачный сервис, работающий онлайн и
объединяющий в себе образовательный издательский контент, а также контент
пользователей. ЭОС не привязана к единственному устройству и не требует
установки специальных мобильных приложений и компьютерных программ. ЭОС
работает на любом гаджете, в любом удобном для пользователя месте и в любое время,
через любой браузер.
Раздел сайта корпорации
«Российский учебник» https://rosuchebnik.ru/
«Начальное образование» - это источник методической помощи по предметам для
учителей начальной школы. LECTA - https://lecta.rosuchebnik.ru/ образовательная
платформа, содержащая электронные продукты для учителей. Здесь содержатся
версии различных учебников и вспомогательных материалов для учителя. После
регистрации педагогу будут доступны сервисы «Классная работа» и «Контрольная
работа», с помощью которых легко планировать уроки, создавать презентации и
красочные наглядные материалы.
Ресурс
«Открытый урок. Первое сентября» https://1sept.ru содержит обширную базу педагогических идей: более 26
000 конспектов уроков, разработок мероприятий по внеурочной деятельности и
различных вспомогательных материалов для педагога начальной школы.
Единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов http: //school-collection.edu.ru/ - это удобная онлайн-платформа с продуманной
навигацией, где педагог начальных классов может легко найти нужный материал.
Ресурс содержит обширную коллекцию иллюстраций, фотографий и видеоматериалов
для оформления презентаций, наглядных материалов или слайд-шоу.
На учительском портале
содержится множество материалов для учителя начальных классов: разработки
уроков, готовые презентации, тесты и задания для самостоятельной работы,
поурочное планирование и программы по основным предметам с 1 по 4 класс.
Ресурс
«Начальная школа» рассчитан на детей,
родителей и учителей. Детям будут интересны игры, проекты, конкурсы и общение
со сверстниками. Родители смогут узнать об интересующих их вопросах и почитать
о проблемах воспитания, а учителя - пообщаться с коллегами.
«Страна
мастеров». На этом ресурсе содержатся
различные техники рисования, лепки и конструирования, информация о различных
выставках, конкурсах, мастер-классах и онлайн-мероприятиях.
Федеральный
портал «Российское образование» содержит
подборку материалов для организации занятий по природоведению.
Авторская графика LENAGOLD - ресурс для учителей, которые готовы развивать
творческие навыки у школьников. Тут можно найти иллюстрации, фото, клипарты и
различные фоны для презентаций и раздаточных материалов.