ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Управление образования города Ростова-на-Дону
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ростова-на-Дону
«Лицей № 51 имени Капустина Бориса Владиславовича»
(МБОУ «Лицей № 51»)

РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол № 6 от 23.06.2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Лицей № 51»
___________ Л.С. Алиева
Приказ № 130 от 23.06.2025 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
«ЛИЦЕЙ № 51 ИМЕНИ КАПУСИТНА
БОРИСА ВЛАДИСЛАВОВИЧА»

Ростов-на-Дону
2025

Содержание
Раздел1
1.1.Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи
1.3.Школьная инфраструктура
1.4. Адресность программы
1.5. Срок реализации
1.6.Основные механизмы развития дополнительного образования детей
1.7. Организационно-педагогические условия
1.8.Кадровое обеспечение деятельности системы дополнительного образования
школы
1.9. Мониторинг качества образовательного процесса
1.10. Информационное и методическое обеспечение
1.11. Материально-техническое обеспечение
1.12.Ожидаемые результаты реализации программ дополнительного образования
Раздел 2. Учебный план дополнительного образования
Раздел 3. Календарный учебный график дополнительного образования
Раздел 4. Положение о рабочей программе дополнительного образования

Раздел 1
1.1.Пояснительная записка
Образовательная программа дополнительного образования (далее
- ОПДО)
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону
«Лицей № 51 имени Капустина Бориса Владиславовича» далее – МБОУ «Лицей № 51»)
представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику МБОУ
«Лицей № 51», определяющий комплекс основных характеристик дополнительного образования
(объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий,
который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, перечня
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, реализуемых на
бюджетной основе, а также характеристику оценочных и методических материалов.
Нормативно-правовой базой ОПДО являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Всеобщая декларация прав человека
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Указ Президента РФ от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах
развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в РФ до 2020
года» // Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. №2148-р;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыху и оздоровления детей и молодежи», утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28.;
- Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2022 года № 678-р;
- приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от
01.03.2016 № 115 «Об утверждении региональных рекомендаций к регламентации деятельности
образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих образовательную
деятельность по дополнительным общеобразовательным программам»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года №629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи
Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015 г. №09-3242 «Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
- Приказ Минобрнауки РФ и Министерства просвещения РФ от 30 июля 2020 года №845/369 «Об
утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность,
результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих
образовательную деятельность»;
- Устав МБОУ «Лицей № 51»,
- локальные акты МБОУ «Лицей № 51».
Содержание ОПДО МБОУ «Лицей № 51» определяет новые векторы развития
дополнительного образования, которое направлено на всестороннее удовлетворение

образовательных потребностей человека в интеллектуальном, нравственном, физическом
совершенствовании и которое не сопровождается повышением уровня образования. МБОУ
«Лицей № 51» - это сфера вариативного содержания образования, развития личности в
соответствии с индивидуальными образовательными потребностями, способностями,
интересами, особенностями.
ОПДО МБОУ «Лицей № 51» занимает важное место в системе непрерывного образования
и структуре образования в МБОУ «Лицей № 51».
В МБОУ «Лицей № 51» реализуются дополнительные общеобразовательные программы
как на бесплатной основе, так и за счёт средств физических лиц по направленностям с учётом
потребностей и интересов участников образовательных отношений.
Дополнительное образование в МБОУ «Лицей № 51» реализуется по направлениям:
1. Техническое
2. Естественно-научное
3. Социально-педагогическое
4. Художественное
5. Физкультурно-спортивное
6. Туристко-краеведческое
ОПДО МБОУ «Лицей № 51» функционирует на основе социального заказа государства,
общества, семьи. Социальный заказ складывается из составляющих: социальный заказ со
стороны Учредителя (Управление образования города Ростова-на-Дону) и социальный заказ со
стороны родителей и детей. Со стороны Учредителя заказ ориентирован на выполнение МБОУ
«Лицей № 51» функций формирования образовательного пространства, а также условий для
реализации творческих и профессиональных задатков детей и подростков.
Образовательный процесс осуществляется с учётом принципов добровольности, свободного
личностного выбора деятельности, инициативы и самостоятельности ребенка, вариативности
содержания и форм организации образовательного процесса, доступности глобального знания и
информации для каждого, адаптивности к возникающим изменениям, обеспечения равных
возможностей для всех групп детей.
Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений.
Корректировка программы может осуществляться ежегодно в соответствии с изменениями в
законодательстве в области образования. Важнейшие целевые индикаторы и показатели
эффективности программы результаты участия в школьных, муниципальных, региональных
конкурсах.
1.2.Цели и задачи программы
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам
направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях
физической культурой и спортом, на развитие мотивации личности всестороннему
удовлетворению физкультурно-оздоровительных и спортивных потребностей, реализацию
дополнительных общеобразовательных программ и услуг физкультурно-спортивной
направленности;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья
учащихся;
- обеспечение
духовно-нравственного,
гражданско-патриотического,
военнопатриотического, трудового воспитания учащихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию учащихся;

- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития;
- подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с
федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры учащихся;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами
федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных
требований.
Цели и задачи ОПДО МБОУ «Лицей № 51» отражают гуманистическую направленность и
вариативность содержания дополнительного образования, которое призвано обеспечить
здоровьесбережение, организацию содержательного досуга, формирование культуры, развитие
способностей, личностное и профессиональное самоопределение учащихся.
Цель реализации ОПДО МБОУ «Лицей № 51» - овладение учащимися знаниями,
умениями, навыками, приобретение опыта деятельности, развитие способностей, приобретение
опыта применения знаний в повседневной жизни и формирование у учащихся готовности к
саморазвитию, непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, обеспечивающему
социальную успешность, развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей,
сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации ОПДО МБОУ «Лицей № 51»
предусматривает решение следующих основных задач:
 формирование и развитие творческих способностей учащихся;
 удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической
культурой и спортом;
 формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья
учащихся;
 выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности;
 профессиональную ориентацию учащихся;
 создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление
здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
 социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
 формирование общей культуры учащихся;
 удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
и
федеральных
государственных требований;
 обеспечение преемственности и интеграции основного общего и дополнительного
образования;
 сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья
учащихся, обеспечение их безопасности.
1.3.Инфраструктура лицея
МБОУ «Лицей № 51» представляет собой образовательный комплекс, где созданы
современные условия для работы педагогов, обучения и воспитания детей.
Все кабинеты оснащены необходимым оборудованием, дидактическими средствам,
техническими средствами обучения, которые соответствуют программным требованиям, для
реализации, как основного, так и дополнительного образования.

1.4.Адресность программы
ОПДО предназначена удовлетворять потребностям:
 обучающихся – в реализуемых программах, обеспечивающих личностное становление и
учет интересов и желаний на основе усвоения культурных традиций и ценностей;
 родителей обучающихся – в наилучшем обеспечении прав и интересов ребенка в
соответствии с его возможностями;
 педагогов – в профессиональной самореализации и творческой деятельности;
 Управления образования города – в организации обучения и воспитания подрастающего
поколения в сфере дополнительного образования.
Ожидаемые результаты реализации ОПДО МБОУ «Лицей № 51»
 обеспечение современного качества и доступности услуг по направлениям деятельности
МБОУ «Лицей № 51»;
 создание условий для выявления и развития способностей, удовлетворения
индивидуальных интересов каждого ребенка;
 создание условий для формирования физически здоровой, творчески мыслящей личности;
для самовыражения, самоопределения, саморазвития учащихся, для проявления и
развития индивидуальных способностей (дарований) детей и подростков;
 определение новых направлений в повышении профессиональной компетентности
педагогов;
 обеспечение информационной открытости деятельности МБОУ «Лицей № 51»
 ОПДО как документ, регламентирующий деятельность МБОУ «Лицей № 51», включает:
- учебный план,
-календарный учебный график,
- рабочие дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы педагогов
дополнительного образования МБОУ «Лицей № 51».
1.5.Срок реализации
ОПДО МБОУ «Лицей № 51» в течение 2025-2026 учебного года.
Развитие дополнительного образования детей и эффективное использование его
потенциала предполагает следующие инновационные инструменты регулирования и управления
развитием дополнительного образования детей, сохраняющие фундаментальную для него
свободу и неформализованность, основывающиеся на принципах общественно партнерства в
целях мотивирования, вовлечения и поддержки участников образовательных отношений:
 социальная гарантия на качественное и безопасное дополнительное образование детей
 расширение вовлеченности детей в дополнительное образование, включая
стимулирование и поддержку семей;
 развитие личностного и профессионального самоопределения детей и подростков в
различных видах конструктивной и личностнообразующей деятельности;
 расширение
спектра
дополнительных
общеразвивающих
программ
разной
направленности;
 расширение социальной и академической мобильности детей и подростков через
дополнительное образование;
 психолого-педагогическое проектированию образовательных сред, стимулирования детей
к познанию, творчеству и конструктивной деятельности;
 предоставление
возможностей
различных
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность (научных организаций, организаций культуры, спорта,
здравоохранения и бизнеса) реализации дополнительного образования детей и подростков
(библиотеки, музеи, театры, выставки, дома культуры, клубы, детские больницы, научноисследовательские институты, университеты, торговые и промышленные комплексы);



преемственности и непрерывности дополнительного образования, возможность
продолжения образовательных траекторий на всех возрастных этапах.
Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ должны строиться на следующих основаниях:
- свобода выбора дополнительных о общеобразовательных общеразвивающих программ и
режима их освоения; соответствие программ и форм дополнительного образования возрастным и
индивидуальным особенностям детей;
- вариативность, гибкость и мобильность программ
- разноуровневость программ
- ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
- творческий и продуктивный характер программ; открытый характер реализации.
Формы организации дополнительного образования:
•
индивидуальные,
•
групповые
Виды занятий:
лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастерклассы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выездные тематические занятия,
выполнение самостоятельной работы, концерты, выставки, экскурсии, творческие отчеты,
соревнования, тренировки, дискуссии, защита индивидуальных проектов.
1.6.Основные механизмы развития дополнительного
образования детей
Основными механизмами развития дополнительного образования детей являются:
– формирование в средствах массовой информации имиджа дополнительного образования в
школе, соответствующего ценностному статусу дополнительного образования в современном
информационном гражданском обществе;
- межведомственная интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия
образовательных организаций города;
- партнерство школы и семьи;
- открытый общественный характер управления программой дополнительного образования
детей, реализуемый через механизмы участия общественности, экспертного и
профессионального сообщества в принятии решений о поддержке тех или иных программ и
проектов дополнительного образования, в контроле качества реализации программ;
- создание конкурентной среды, стимулирующей обновление содержания и
повышение качества услуг;
- управление качеством услуг дополнительного образования детей посредством оценки качества
образования и саморегулирования;
- мотивация свободы выбора и построения образовательной траектории участников
образовательных отношений;
- учет личных достижений детей в различных дополнительных общеобразовательных
программах (включая программы внеурочной деятельности), основывающаяся на едином
открытом формате портфолио;
информационная открытость, обеспечение доступа граждан к полной и объективной
информации о качестве дополнительных общеразвивающих программ, образовательных
результатах и о результатах общественной экспертизы этих программ;
- поддержка программ, ориентированных на группы детей, требующих особого внимания
государства и общества (дети из группы социального риска, дети с ограниченными
возможностями здоровья, дети из семей с низким социально-экономическим статусом);
- поиск и поддержка талантов, как основа для профессионального самоопределения, ориентации
и мотивации подростков и молодежи к участию в инновационной деятельности в сфере высоких
технологий и промышленного производства.

1.7. Организационно-педагогические условия
Образовательный процесс в МБОУ «Лицей № 51» организуется на бесплатной основе в
соответствии с Муниципальным заданием на оказание муниципальных услуг и учебным планом.
Организация образовательного процесса, продолжительность и сроки обучения в объединениях
по интересам регламентируются дополнительными общеразвивающими программами педагогов,
расписанием занятий, санитарно-эпидемиологическими требованиями, настоящей ДОП.
Обучение ведется на русском языке.
Форма обучения: очная.
Реализация содержания программы МБОУ «Лицей № 51» осуществляется педагогами
дополнительного образования, педагогами школы.
Учреждение организует образовательный процесс в объединениях по интересам,
сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий
(разновозрастные группы).
МБОУ «Лицей № 51» предлагает обучающимся свободный выбор дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в соответствии с их интересами,
склонностями, способностями. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких
объединениях, менять их.
Продолжительность одного занятия устанавливается для детей младшего школьного
возраста – 35-40 минут, для среднего и старшего школьного возраста – 40-45 минут с
обязательным перерывом между занятиями 10-15 минут.
Для программ в области физкультуры и спорта продолжительность одного занятия
устанавливается с учетом возрастных особенностей и этапа подготовки обучающихся.
Учет работы объединений в системе дополнительного образования осуществляется в
астрономических часах, включающих учебное занятие и перерыв.
Численный состав объединений по интересам определяется в соответствии с санитарногигиеническими нормами и рекомендациями органов, осуществляющих государственный
санитарно-гигиенический надзор. Наполняемость учебных групп составляет от 8 до 25 человек (в
зависимости от направленности программы). Рекомендуемый режим занятий детей в
организациях дополнительного образования согласно нормам Санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыху
и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28.
Дополнительное образование в МБОУ «Лицей № 51» представлено объединениями
дополнительного образования на бесплатной основе.
Учебный год в объединениях дополнительного образовании детей на бесплатной основе
начинается 1 сентября и заканчивается 25 мая текущего учебного года, регламентируется
учебным планом, расписанием занятий объединений, календарным учебным графиком.
1.8. Кадровое обеспечение деятельности системы дополнительного образования школы.
Педагог дополнительного образования — один из важнейших специалистов,
непосредственно реализующих дополнительные общеразвивающие программы различной
направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, включая их в
художественную, техническую, спортивную и др. деятельность. Он комплектует состав
творческих объединений, способствует сохранению контингента обучающихся, реализации
образовательной программы, ведет непосредственную образовательную деятельность со
школьниками в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм,
методов, содержания деятельности.
Учителя лицея являются педагогами дополнительного образования, которые реализуют
дополнительные общеразвивающие программы. Все они имеют высшее профессиональное
образование и соответствуют квалификационным требованиям педагога дополнительного

образования. Их обязанности закреплены в должностной инструкции педагога дополнительного
образования.
1.9.Мониторинг качества образовательного процесса. Оценочные материалы
Контроль качества реализации дополнительных общеобразовательных программ
осуществляется в ходе и по результатам участия обучающихся в рейтинговых мероприятиях
различного уровня, а также по результатам тестов, творческих работ, защиты проектов, отчётных
мероприятий, открытых занятий, выставок, соревнований, контрольно-переводных нормативов.
Предметом институциональной оценки качества образования являются:
 качество образовательных результатов;
 качество условий организации образовательной деятельности;
 эффективность управления качеством образования.
С целью оценки эффективности оказания образовательных услуг педагогами
дополнительного образования, оперативного и своевременного выявления изменений,
происходящих в сфере деятельности МБОУ «Лицей № 51», получения и использования
объективных данных для принятия управленческих решений осуществляется внутришкольный
контроль.
Контроль осуществляется согласно плану через:
 посещение занятий, отчётных мероприятий (участие в образовательных событиях);
 проверку журналов объединений, дополнительных общеразвивающих программ,
журналов по технике безопасности и противопожарной безопасности;
 проверку выполнения показателей муниципального задания (прохождение программы,
комплектование и сохранность контингента, степень удовлетворенности дополнительным
образованием);
 собеседование с педагогами;
 систему отчетности.
Внешний мониторинг
Цель внешнего мониторинга – обеспечение всех участников образовательного процесса
обратной связью, позволяющей корректировать реализацию ДООП с целью повышения качества
результатов, определение того, насколько внутренняя оценка качества образования соответствует
действительности.
Примером внешнего мониторинга по выявлению качества образования служит контроль
выполнения Муниципального задания на предоставление муниципальных услуг ежеквартально.
Согласно принципам информационной открытости МБОУ «Лицей № 51» представляет на
своем сайте данные о своей деятельности, что расширяет возможности для формирования
различных инструментов независимой оценки качества образования. На официальном сайте
размещается отчет о результатах самообследования, публичный отчет, являющиеся важным
средством обеспечения открытости, формой широкого информирования населения об
образовательной деятельности МБОУ «Лицей № 51».
1.10.Информационное и методическое обеспечение
К каждой дополнительной общеобразовательной программе создан образовательнометодический комплекс, представляющий собой совокупность систематизированных
материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса и обеспечивающих
результативное освоение обучающимися данной программы.
Достижению качества организации образовательного процесса способствуют:
 учебные и методические пособия, рекомендации, разработки,
 электронные образовательные ресурсы: учебные фильмы, презентации,








наглядный, раздаточный, дидактический материал,
конспекты занятий,
научная, методическая, специальная литература, словари и справочники,
памятки, инструкции, методические рекомендации,
тематические папки,
записи выступлений творческого коллектива.
В УМК представлен материал, помогающий отслеживать достижения обучающихся для
дальнейшего совершенствования образовательного процесса и создающий ситуацию «успеха»
для каждого ребенка. Это: диагностические материалы по проведению аттестации обучающихся:
тесты (электронные и на бумажных носителях), викторины, игры, творческие и
исследовательские работы, творческие задания, интерактивные презентации, анкеты,
контрольные задания, материалы, системно фиксирующие освоение обучающимися
дополнительной общеразвивающей программы.
На формирование мотивации детей к обучению, заинтересованного отношения к жизни
объединения, стремления к поиску путей для дальнейшей самореализации направлены
следующие материалы:
•
компьютерные презентации содержания дополнительных общеразвивающих программ,
•
информационные материалы об объединении (презентации, фильмы, буклеты, памятки,
афиши),
•
аккаунты объединений в электронных социальных сетях;
•
публикации об объединении в СМИ;
В процессе реализации программ педагоги дополнительного образования используют
различные формы проведения занятий: лекция, интегрированные занятия, семинар, презентация,
заочное путешествие, игра, экскурсия, лабораторный практикум, дискуссия, конференция,
устный журнал и др.
Успешной реализации ОПДО МБОУ «Лицей № 51» способствует структурированный,
качественный, разнообразный комплекс информационно-методических и методических
материалов, содержащий нормативно-правовые документы по вопросам дополнительного
образования и воспитания, образовательные программы педагогов дополнительного образования
детей, методическую продукцию из опыта работы педагогов, научно-педагогические
периодические издания, электронные образовательные, информационные и методические
ресурсы, электронные каталоги.
1.11.Материально-техническое обеспечение
Учреждение обеспечивает для всех участников образовательного процесса безопасные
условия жизнедеятельности. Все учебные помещения отвечают требованиям СанПиН.
Реализация дополнительных общеразвивающих программ обеспечена кабинетами,
спортивным залом. Для осуществления образовательной деятельности в МБОУ «Лицей № 51»
имеются компьютеры, проекторы, интерактивные доски, принтеры. На компьютерах
установлено лицензионное программное обеспечение (операционная система Windows 7,
Microsoft Office 2007 или Microsoft Office 2010, антивирус Касперского) и свободное
программное обеспечение (Open Office, Libre Office). Кабинеты оборудованы в соответствии со
спецификой объединений по интересам.
1.12. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация ОПДО обеспечит следующие результаты:
- дополнительными общеразвивающими программами охвачено 80 процентов детей в возрасте от
7 до 18 лет;

- сформирована мотивация и обеспечены возможности выбора детьми дополнительных
общеразвивающих программ на основе собственных интересов и увлечений из широкого спектра
предложений в школе и со стороны организаций, осуществляющих образовательную
деятельность;
- созданы условия и сформированы компетенции для использования детьми и молодежью
ресурсов неформального и информального образования в целях саморазвития,
профессионального самоопределения и продуктивного досуга;
- сформированы механизмы мотивационной поддержки детей на участие в дополнительном
образовании;
- семьям с детьми предоставлен доступ к полной объективной информации о дополнительных
общеразвивающих программах, обеспечена консультационная поддержка в выборе программ и
планировании индивидуальных образовательных траекторий;
- сформированы эффективные механизмы общественного управления дополнительным
образованием детей;
- реализуются модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья,
детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, одаренными детьми;
- обеспечено высокое качество и обновляемость дополнительных общеразвивающих программ за
счет создания конкурентной среды, привлечения квалифицированных кадров, сочетания
инструментов общественного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования;
- действуют эффективные механизмы стимулирования и поддержки непрерывного
профессионального развития педагогических и управленческих кадров;
- создана материально-техническая база, удовлетворяющая общественным потребностям в
воспитании, образовании, физическом развитии и оздоровлении детей.

Раздел 2. Учебный план дополнительного образования
Пояснительная записка
2.1.Общие положения.
Основанием для разработки учебного плана дополнительного образования МБОУ «Лицей №
51» стали следующие нормативные документы:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
 Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2022 года № 678-р;
 приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от
01.03.2016 № 115 «Об утверждении региональных рекомендаций к регламентации
деятельности образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих
образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам»
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года №629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам
должна быть направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях
физической культурой и спортом, на развитие мотивации личности всестороннему
удовлетворению физкультурно-оздоровительных и спортивных потребностей, реализацию
дополнительных общеобразовательных программ и услуг физкультурно-спортивной
направленности;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья
учащихся;
- обеспечение
духовно-нравственного,
гражданско-патриотического,
военнопатриотического, трудового воспитания учащихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию учащихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития;
- подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с
федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры учащихся;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами
федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных
требований.
Для достижения высоких результатов и оказания качественных услуг дополнительного
образования в лицее реализуются программы общекультурного (ознакомительного) уровня от
полугода до четырех лет.
Специфика реализации программ: массовая
Форма обучения –очная
2.2.Режим оказания дополнительных образовательных услуг.
Режим оказания дополнительных образовательных услуг устанавливается в соответствии
с требованиями Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования

к организациям воспитания и обучения, отдыху и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
г. №28 и Уставом школы.
Занятия проводятся после обязательного перерыва, продолжительностью не менее 40
минут, между окончанием последнего урока и началом занятий.
В качестве форм организации образовательного процесса применяются:
 игры;
 практические занятия;
 лекции;
 семинары;
 практикумы;
 диалоги, диспуты, беседы;
 аудио и видео уроки;
 работа в сети Интернет;
 тестирование;
 организация творческой работы;
 соревнования;
 открытые занятия для родителей;
 создание и защита творческих проектов.
Дополнительные образовательные услуги оказываются на добровольной основе
Раздел 3.Структура учебного плана.
Структура учебного плана включает дополнительные общеобразовательные программы,
перечень которых формируется в соответствии и на основе анализа запросов обучающихся и их
родителей (законных представителей). Применяемые программы способствуют достижению
целей уставной деятельности образовательного учреждения.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Дополнительное образование в МБОУ «Лицей № 51» реализуется по направлениям:
Техническое
Естественно-научное
Социально-педагогическое
Художественное
Физкультурно-спортивное
Туристко-краеведческое

Содержание программ направлено на решение следующих задач:
 образовательная – каждому учащемуся дать возможность удовлетворить (или развить)
свои познавательные потребности, также получить подготовку в интересующем его виде
деятельности;
 социально-адаптивная – дать учащемуся социально значимый опыт взаимодействия,
«ситуации успеха», самоутверждения социально одобряемыми способами;
 развивающая – развивать интеллектуальные, творческие и физические способности
учащихся;
 воспитательная – влиять на развитие социально значимых
3.1 Дополнительные общеобразовательные программы

Техническое направление
Программы технического направления рассматриваются как одна из ступеней к
формированию культуры здоровья и являются неотъемлемой частью всего воспитательнообразовательного процесса. Основная идея заключается в мотивации обучающихся на ведение
здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического
здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
№
1

2

Название
кружка
«Решение
комбинаторных
задач и теория
вероятности»

Краткая характеристика кружка

Цель программы:
ознакомить учащихся с различными типами математических задач,
встречающихся в жизненных ситуациях, показать пути решения
практических задач через математическую модель
Задачи программы:
 познакомить с принципами и методами решения комбинаторных
задач;
 ознакомить учащихся с различными типами математических
задач, встречающихся в жизненных ситуациях,
 способствовать развитию навыков алгоритмического и
логического мышления;
 сформировать творческий подход к поставленной задаче;
 развивать навыки инженерного мышления, умения работать как
по предложенным инструкциям, так и находить свои
собственные пути решения поставленных задач.
Цель программы:
«Методы
исследования в ознакомить учащихся с различными типами химических исследований,
встречающихся, показать пути решения химических задач.
химии»
Задачи программы:


овладение общими методами химического анализа, расширение
их кругозора в области естественных наук, как средства
расширения политехнического кругозора;



расширение возможностей применения знаний для решения
конкретной исследовательской или проблемной задачи;



развитие интересов и склонностей уч-ся, их творческой
активности и мышления, формирование практического опыта
школьников;



формирование и развитие умений и навыков исследовательской
деятельности;



обеспечение условий для осуществления сознательного выбора
последующей профессиональной подготовки.

Естественно-научное направление
Основная цель реализации данного направления: формирование научного мировоззрения,
опыта научно-исследовательской деятельности.
Задачи, обеспечивающие достижение этой цели:
- выявление, развитие и поддержка талантливых учащихся
-удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном развитии;

- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития;
- развитие нестандартного мышления с помощью решения задач с открытым содержанием;
- формирование общей и естественнонаучной культуры учащихся.
№
1

Название
кружка
«Вещества
вокруг нас»

Краткая характеристика программы
Цель программы:
систематизация знаний учащихся по химии в процессе обучения
основным подходам к решению расчетных задач; отработать навыки
решения задач и подготовить школьников к более глубокому
освоению химии в старших классах.
Задачи программы:
 обеспечение школьников основной и главной теоретической
информацией;
 отработать навыки решения простейших задач;
 начать формировать связь между теоретическими и
практическими знаниями учащихся;
 подготовить необходимую базу для решения различных типов
задач в старших классах.
 способствовать интеграции знаний учащихся, полученных
при изучении математики и физики при решении расчетных
задач по химии;
 развивать учебно-коммуникативные навыки.
Социально-педагогическое направление

В процессе реализации программы социально-гуманитарного направления подростки учатся
понимать себя и окружающих: чувства, потребности, желание, ценности, заботиться о себе и
поддерживать других, строить и сохранять отношения, быть в обществе, сотрудничать,
формулировать и достигать цели, принимать решения и совершать осознанный выбор; получают
инструменты управления внутренними и внешними ресурсами; развивают критическое
мышление, коммуникативные навыки.
№
1

2

Название
кружка
«Психология
общения»

Краткая характеристика кружка

Цель программы:
создание благоприятных и оптимальных условий для качественного и
успешного взросления подростков, их социализации.
Задачи программы:
 развитие самосознания подростков;
 развитие самостоятельности и активности подростков;
 формирование навыков общения и взаимодействия в разных
ситуациях;
 помощь в понимании собственных целей и планов в жизни;
 практическое применение теоретических знаний по психологии
«Подросток и Цель программы: формирование правового сознания обучающихся.
закон»
Задачи программы:
 информирование обучающихся об основных нормативных
документах, законопроектах, регулирующих и защищающих их







жизнедеятельность: КоАП РФ, УК РФ
содействие
в
предупреждении
антиобщественного,
антисоциального, деструктивного поведения обучающихся;
способствование развитию, становлению и укреплению
гражданской
позиции,
отрицательному
отношению
к
правонарушениям;
предупреждение опасности совершения необдуманных действий,
свойственных подростковому возрасту, которые могут привести
к совершению правонарушений и преступлений;
привлечение школьников к активной пропаганде Правил
законопослушного поведения;
вовлечение их в деятельность по профилактике нарушения
законопослушного поведения.
Художественное направление

Реализация программы художественного направления основана на приобщении детей к миру
прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству, литературе, музыке,
театральному искусству. Возрастные и психологические особенности детей среднего школьного
возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в
рисунках, аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции.
№
1

2

Название
кружка
«Основы
рисунка»

«Черчение»

Краткая характеристика кружка
Цель программы - развитие художественно-творческих способностей
школьников посредством изобразительной деятельности.
Задачи программы:
 содействие овладению элементарными навыками и умениями
изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных
материалах, используемых на занятиях рисованием;
 ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их
применением,
выразительными
возможностями,
свойствами
изобразительных материалов;
 содействие формированию специальных графических умений и
навыков (элементарные смешения цветов, формировать навыки
размещения изображения в зависимости от листа бумаги);
 создание условий для формирования творческой активности,
художественного вкуса;
 развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;
 формирование чувства цвета;
 воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро
переключать внимание;
 содействовать формированию обычных учебных умений и навыков
(правильно сидеть за партой, правильно организовать свое учебное
место, держать лист бумаги, размещать на нем изображение).
Цель программы - развитие художественно-творческих способностей
школьников посредством изобразительной деятельности.
Задачи программы:
 формирование умения распознавать архитектурные стили,








элементы декора зданий; передавать архитектурные образы
посредством художественного творчества;
формирование владения основными знаниями о пластических
искусствах:
изобразительных,
декоративно-прикладных,
архитектуре, дизайне - их роль в жизни общества;
содействие овладению элементарными навыками и умениями
изобразительной
деятельности,
усвоению
знаний
о
разнообразных материалах, используемых на занятиях
рисованием;
ознакомление детей с техниками изображения и изготовления
композиций выразительными возможностями, свойствами
изобразительных материалов;
содействие формированию специальных графических умений и
навыков (элементарные смешения цветов, формировать навыки
размещения изображения в зависимости от листа бумаги);
развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера.
Физкультурно-спортивное направление

Программы физкультурно-спортивного направления рассматриваются как одна из
ступеней к формированию культуры здоровья и являются неотъемлемой частью всего
воспитательно-образовательного процесса. Основная идея заключается в мотивации
обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения
физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и
успешности человека.
№
1

Название
кружка
«Волейбол»

Краткая характеристика кружка
Цель программы:
формирование
разносторонне
физически
развитой
личности, способной активно использовать ценности физической
культуры
для
укрепления
и
длительного
сохранения
собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и
организации активного отдыха.
Задачи программы:
 укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и
повышение
функциональных
возможностей
организма
обучающихся;
 формирование культуры движений, обогащение двигательного
опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и
корригирующей направленностью;
 освоение знаний о физической культуре и спорте в целом,
истории развития комплекса ГТО в частности, о роли ГТО в
процессе формирования основ культуры здорового образа
жизни;
 обучение знаниям, умениям и навыкам в физкультурноспортивной и оздоровительной деятельности;
 воспитание
положительных
качеств
личности,
норм
коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и

соревновательной деятельности.
Туристско-краеведческое направление
Реализация программы туристско-краеведческого направления основана на воспитании у юного
поколения патриотизма, уважения к предкам, любови к Родине, своему народу, сохранении
традиций своей страны, формировании чувства национального самосознания.
№
1

Название
кружка
«Школа гидамастерская
экскурсовода»

Краткая характеристика кружка
Цель программы:
формирование уважительного отношения к нравственным ценностям
прошлых поколений, развитие коммуникативных компетенций, навыков
исследовательской работы учащихся, формирование у учащихся
гражданско-патриотических качеств.
Задачи программы:
формирование уважительного отношения к нравственным ценностям
прошлых поколений;
развитие коммуникативных компетенций, навыков исследовательской
работы учащихся;
организация общественно-полезной и досуговой деятельность
учащихся;
развитие ранней профилизации учащихся: знакомство с основами
музейного дела и экскурсионной деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
формирование личностного, эмоционально окрашенного отношения к
историческим фактам;
воспитание любови и уважения к прошлому своей страны;
расширение исторического кругозора;
сохранение
традиции
образовательного
учреждения,
формирующих особый «дух» школьного сообщества;
способствовать овладению учащимися практическими навыками
поисковой, исследовательской деятельности;
способствовать
развитию
мыслительных,
творческих,
коммуникативных способностей учащихся

3.2.Учебный план в системе дополнительных образовательных услуг.
№
п/п
1
2
3
4
5

Направленность

Техническое
Техническое
Социальнопедагогическое
Социальнопедагогическое
Художественное

Название кружка

Кол-во
человек

Кол-во
часов
на 1
группу

Кол-во
групп

Итого
часов в
неделю

Решение комбинаторных задач и
теория вероятности
Методы исследования в химии

15
15

1
1

2
2

2
2

Подросток и закон

15

1

2

2

Психология общения
Основы рисунка

15
10

1
1

2
2

2
2

6
7
8
9

Художественное
Физкультурноспортивное
Туристкокраеведческое
Естественнонаучное

Черчение

15

1

2

2

Волейбол

25

1

2

2

Школа гида-мастерская экскурсовода

15

1

2

2

Вещества вокруг нас

15

1

2

2

10

Итого:

18,0

3.3. Календарный учебный график дополнительного образования
на 2025-2026 учебный год
Этап образовательного процесса
Начало учебного года
Окончание учебного года
Продолжительность учебного года
(в неделях)

Группы объединений по интересам
01.09.2025 для программ на бесплатной основе
26.05.2026 г. для программ на бесплатной основе (в
летнее каникулярное время предполагается
выполнение самостоятельной работы)
34 недели для 2-11-х классов
33 недели для 1-х классов

Раздел 4. Положение о рабочей программе дополнительного образования
I. Общее положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
1.1. Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
ст.55;
1.2. Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»,
1.3. Письмом Министерства образования и науки от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные
требования к программам дополнительного образования детей»;
1.4. Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2022 года № 678-р;
1.5. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыху и оздоровления детей и молодежи», утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28.;
1.6. Уставом муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Ростована-Дону «Лицей № 51» (далее- лицей):
- устанавливает порядок подтверждения программ дополнительного образования детей, а также
условия, основы организации и проведения их рецензирования.
2. Программа дополнительного образования детей – это нормативный документ, в котором
фиксируются и аргументировано, в логической последовательности, определяются цели, задачи,
ценности образования, учебно-тематический план, формы, содержание, методы и технологии
реализации дополнительного образования, а также требования к достигаемому уровню знаний,
умений, компетенций и критерии оценки результатов совместной творческой деятельности
детей и взрослых.
3.Основными задачами организации дополнительного образования детей являются:

- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественноэстетическом, нравственном интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической
культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья
учащихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического,
трудового воспитания учащихся;
- выявление, развитие и поддержка талантливых учащихся, а также лиц,
выдающиеся способности;

проявивших

- профессиональная ориентация учащихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья,
профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
- подготовка к освоению этапов спортивной подготовки;
- социализация и адаптация учащихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры учащихся;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых образовательных
стандартов и федеральных государственных требований.
4. Дополнительное образование детей организуется на принципах природосообразности,
гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребёнком
вида и объёма деятельности, дифференциации образования с учётом реальных возможностей
каждого учащегося.
II. Содержание дополнительных образовательных программ
1. Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном
образовательном
учреждении
определяется
образовательной
программой
(образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим
образовательным учреждением самостоятельно.
2. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального
прогресса общества и должно быть ориентировано на:
 обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
 формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню
образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
 интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
 формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и
нацеленного на совершенствование этого общества;
 воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
3. Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в
соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования
своих
выпускников
несет
образовательное
учреждение
в
установленном
законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.
4. Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь,
является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание
дополнительных образовательных программ должно:






соответствовать:
достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным
особенностям регионов;
соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному
общему, среднему (полному) общему образованию);
направленностям
дополнительных
образовательных
программ
(технической,
художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, социальнопедагогической, естественнонаучной);
современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения
(индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах
обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения,
занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и
управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей);
средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в
расчете на каждого обучающегося в объединении).
быть направлено на:








создание условий для развития личности ребенка;
развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
профилактику асоциального поведения;
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения,
творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и
отечественной культур;
 целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития
личности ребенка;
 укрепление психического и физического здоровья детей;
 взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
III. Структура программы дополнительного образования детей.
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие
структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Содержание.
4. Календарно-тематический план.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
6. Список литературы.
Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного
образования детей.
1. На титульном листе рекомендуется указывать:
- наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
- название дополнительной образовательной программы;
- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

- срок реализации дополнительной образовательной программы;
- Ф. И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
- название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная
программа;
- год разработки дополнительной образовательной программы.
2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования школы раскрыты:
- направленность дополнительной образовательной программы;
- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- цель и задачи дополнительной образовательной программы;
- отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже
существующих образовательных программ;
- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
- сроки реализации дополнительной образовательной программы
(продолжительность образовательного процесса, этапы);
- формы и режим занятий;
- ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки,
фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы школы содержит:
- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
(Пример дан для занятий – 1 час в неделю.)
4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через
краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
5. Календарно-тематический план.
6. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов,
экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
- рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке
экспериментов или опытов и т.д.;
- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика
опытнической или исследовательской работы и т.д.
7. Список использованной литературы составлен в соответствии с ГОСТ (список литературы
для педагогов и список литературы для детей и родителей.

Приложение1
Учебно-тематический план
Название разделов, тем

Количество часов
Всего
Теория
1.Знакомство обучающихся друг с другом и с 1ч.
1ч.
педагогом.
Выявление
уровня
первичной
подготовки детей в данном виде деятельности.
2. Инструктаж по технике безопасности. Водное 1ч.
1ч.
занятие.
I.(Раздел) «………………….»
1.(Тема) «………………………»
2.
3.
4.
II.(Раздел) «…………………….»
1.
2.
3.
4.
III.(Раздел) «…………………….»
1.
2.
3.
4.
Итого:
34ч.
IV.Организационные мероприятия, выставочная 4ч.
деятельность, экскурсии, соревнования
и т.д.
Всего:
34ч.

Практика
-

Приложение 2
Календарно-тематическое планирование

№
занятия

Содержание

Кол-во

Сроки (дата)

часов
планируемые

скорректированные

Приложение 3
Образец оформления титульного листа

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ростова-на-Дону
«Лицей № 51 имени Капустина Бориса Владиславовича»
(МБОУ «Лицей №51»)
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Лицей № 51»
____________________
Л.С. Алиева
Приказ №__ от ____2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
____________________________
название
Программа разработана на основе
Возраст учащихся
Срок реализации
Педагог дополнительного
образования

___________________
___________________
__________________
________________________

Учебный год


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».